Никто даже представить себе не мог, что Аркаша Идзон из худенького, вечно возившегося со своим мольбертом очкарика, превратится в уголовника, да ещё такого масштаба. Его папа, Матвей Михайлович Идзон, был скульптором и одним из самых уважаемых граждан Одессы. У него на Водопроводной имелась своя мастерская, где он не покладая рук увековечивал людей или исторические события! Ваял Матвей всё что можно было сваять- от надгробных памятников до мемориальных барельефов. Но был у него свой особый стиль лепки. Он любил что бы ему позировали. Глядя на конечный результат, одесситы говорили, что ещё не известно кто выглядит лучше- оригинал или копия! Когда же Матвей Михайлович, лепил по фотографии, последствия были, мягко говоря, плачевны- скульптуры напоминали индейских идолов, языческие маски, силуэты неандертальцев, но никак не надгробные бюсты усопших сограждан. Уговорить позировать покойников, было не под силу, даже парторганизации кладбища. Матвей долго искал выход из создавшейся ситуации и нашёл его- как и всё гениальное он был прост и доступен! Однажды Горисполком города Одессы, решил заказать ко дню окончания реконструкции стадиона "Спартак", одноимённую статую римского гладиатора и установить её прямо у входа в спортивную арену! Матвейдобросовестно изучал учебник по истории древнего мира, даже начал делать подготовительные слепки- ничего не получалось. Творческие муки терзали скульптора, пока совершенно случайно, на раскалённых июльским солнцем плитах яхт-клуба, он не столкнулся нос к носу со своим давним приятелем Вадей Штерном. Вадя с собутыльником тут же пригласили его быть третьим и предложил внести членский взнос в размере пяти рублей. Матвей, не отрывая взгляд от греческого профиля товарища, автоматически достал деньги. Последствия дружеской встречи и белого Алиготе, Матвей ощущал несколько дней, потом пришёл Вадя, принёс пиво, разделся до кальсон и стал в позу римского воина. Они заранее договорились, что за скромный гонорар и трёхразовое питание, Штерн будет позировать в течении недели. Матвей с энтузиазмом взялся за работу. Конечно за неделю он не управился, Штерн шантажировал бедного скульптора, требовал надбавку за сверхурочные, он свыкся с ролью прославленного гладиатора, заказывал буженину только из мясного павильона Привоза. Глядя на прямой нос не выступающим за линию лба, Идзон терпел все издевательства Вади-Спартака, включая явку на работу в нетрезвом виде. Через месяц, главная форма была готова, больше в услугах располневшего гладиатора, Матвей не нуждался. Он выписал ему премию и с чистой душой попрощался в надежде, что больше никогда его не увидит. Когда статую отлили в бронзе, Матвей Михайлович заплакал, он каким то внутренним чувством понял, что это будет его самая знаменитая работа. Так и случилось! Статую гладиатора полюбили одесситы и гости города, к коммунистическим праздникам к ней возлагали венки, но триумф длился не долго. Из лечебного профилактория выписали Вадю Штерна- прототипа античного героя и тогда одесситы узнали правду. Вадя стал городской знаменитостью, за фотографию со своим бронзовым двойником он брал десять рублей, его приглашали на свадьбы и юбилеи, он щедро раздавал интервью газетчикам, стал кандидатом в члены партии, сменил имя на Вадиус, обещал засесть за мемуары. А у Матвея дела пошли плохо, завистливые коллеги сочли изделие "пародией на искусство", руководство города согласилось с ними, но статую не трогали, жаль было потраченных на неё денег. Вскоре "Утренняя Одесса" напечатал фельетон высмеивающий скульптора. Мотя перестал получать заказы, перебивался балконными колоннами и портиками, сдал в наём сапожнику половину своей мастерской. У него появилось много свободного времени, он начал заниматься с сыном. Аркаша уже третий год посещал художественную школу и прекрасно знал основные правила рисования: гармонию цвета, пропорции объекта, компоновку композиции, штрих. В мальчике обнаружился настоящий талант к изобразительному искусству. Как только он садился к листу рисовальной бумаги, мгновенно преображался из нескладного очкарика в подающего надежды, способного художника. У Аркаши Идзона была фотографическая память, особенно хорошо ему удавались карандашные портреты руководителей партии и государства! Как то раз мама послала Аркашу за к васом, выдав ему трёшку, других денег под рукой не оказалось. Выстояв длиннющую очередь, уже у цели Аркаша обнаружил, что денег нет- наверное потерял. Он присел на скамейку в тени акации, достал блокнот и пачку цветных карандашей с которыми не расставался, и нарисовал свой первый казначейский билет. Уже дома, когда он на кухне пил свежий, холодный квас, страх вдруг ледяной судорогой сковал его плечи, но не на долго- сразу улетучился и больше никогда не возвращался. С этого дня Аркаша рисовал деньги. Он подобрал похожую по фактуре бумагу, нарезал её на самодельном станке в размер купюры, рисовал синеватые пятёрки, красненькие десятки, фиолетовые четвертаки, затем разминал цветные картинки в ладонях делая похожими на уже ходившие по рукам купюры. Со временем он усовершенствовал технологию, изготовил целый ряд трафаретов и резиновых штампов, деньги получались не хуже, чем государственные; оставалось придумать как без риска сменять их на настоящие. Он несколько раз проверял их на привозе, покупая рублёвый виноград у доверчивых молдаван, платил червонцем и получал сдачу девять настоящих рублей, но это было слишком мелко, опасно и не надёжно. Когда Аркаша впервые увидел доллар, тот поразил воображение художника своей изящной простотой. Во-первых все купюры были одного размера, во-вторых одного цвета, в-третьих никто толком не знал как они выглядят, это давало самое большое преимущество. И вот только тогда всё началось! За пол года практики он довёл свой доллар до совершенства. Вскоре он продавал пачки плотно спрессованных американских банкнот, морякам ходившим в загранку. В самом деле, две верхние и две нижние купюры были настоящие, остальные были фальшивые, но очень похожие на оригиналы. Аркаша давно уже ничего не рисовал, небольшой горизонтальный пресс гениально переделанный из соковыжималки и набор полиграфических красок, пришли на смену творческому процессу. Самопал шёл по курсу номинал к семи. У него появились связи среди валютчиков и фарцовщиков, кидал и ломщиков, сутенёров и жоржиков. Скорее всего о нём знала Контора, но пока они воевали по одну сторону баррикады, его не трогали. Через два года в Соединённых Штатах Америки, наметился экономический кризис, рынок лихорадило, биржевые индексы поползли в низ, а Аркаша купил себе первую в Одессе Альфу-Ромео. В правах на вождения автомобилем, которые он сам себе сделал, Аркадий вписал фамилию- Черноморец. Спалился он по доброте душевной, нарисовал каком-то дальним родственникам, отказникам с десятилетним стажем, весь набор ксив на постоянное место жительство в Израиль. Когда в Чопе, при пересадке в западный вагон, наряд доблестных рязанских пограничников, чуть прижал сионистскую родню, они чистокровно признались и раскаялись... Понятые, соседи знающие Аркашу с детства, рассказывали, что во время обыска в его комнате, своими глазами видели миллион заграничных долларов. В колонии за ним велось особое наблюдение, он это прекрасно знал и кроме партачек пацанам, да карандашных этюдов в альбом ничего не рисовал.
|